ПРЕДИСЛОВИЕ
На юго-востоке Ставропольского края, в Курском районе находится большое армянское селение Едессия*, основанное во второй половине XVIII века. Едессийцы сохранили свою этническую самобытность, национальный уклад жизни и, самое важное, родную веру. Не удалось лишь отстоять язык предков... Многие армянские поселения перестали существовать, многие храмы были уничтожены. Но Едессия сохранилась, сохранился и величественный храм Сурб Аствацацин. От, казалось бы, неизбежной гибели в лихую годину безверья его спасли верующие едессийцы. И вот теперь, наконец, Сурб Аствацацин реконструирован. Этому событию и посвящаются исторические очерки. Они не претендуют на полноту изложения всех этапов истории крупного армянского поселения Юга России. Ведь славная история Едессии далеко не изучена и ждет своих исследователей.
* На административной карте Ставропольского края селение значится, как Эдиссия. Армянская историография использует название Едессиа или Едессия. В сборнике используется последний вариант
Откуда пошло имя?
В. Акопян
В центре Балкан расположена Македония, которая в настоящее время является составной частью нескольких государств. Крупнейшим городом Древней Македонии была Эдесса.
Македония была населена еще в глубокой древности. Племена, проживавшие на ее территории, не являлись греческими, хотя географическая близость к Греции предопределила большое взаимовлияние этих двух стран. Древние македонцы были фракийского происхождения. Заметим, что фракийский язык, наряду с фригийским (ныне мертвые языки! являются самыми родственными армянскому.
Македонцы составили значительную часть войска Александра Македонского, выдающегося стратега. В результате его триумфальных походов образовалась колоссальная держава от Балкан до Индии. Однако, после смерти полководца, начался распад созданной им империи на отдельные государства:
собственно Македония, державы Птолемеев и Селевкидов. Последнее государство основал Селевк, один из телохранителей Александра. Под его властью находились Северная Сирия и большая часть Малой Азии. Селевку не удалось захватить Армению, царь которой Ерванд успешно отразил все его нападения.
Селевк и его наследники построили 70 городов. Некоторые из них быстро исчезли, но другим было суждено дойти до наших дней. К числу последних относилась Эдесса*), которую в 302 г. до н. э. основал Селевк в Северной Месопотамии, на месте ранее существовавшего поселения. Город был назван в честь македонской Эдессы. Местное наименование Эдессы на арамейском языке было Урхаи. Это название впоследствии использовалось довольно часто, в том числе и в средневековой Армении. В немного измененном виде это название носит город и сегодня - Урфа (в современной Турции).
Но когда все же Эдесса приобрела свое армянское лицо? Здесь не может быть однозначного ответа. С учетом того, что этногенез (формирование народа) армян происходил и на территории, где располагалась древняя Урхаи, можно предположить, что они проживали в этой местности задолго до основания города Селевком, Достаточно вспомнить, что еще во II тыс. до н. э. на этой территории хурритами, которые вместе с другими племенами составили армянский народ, было создано государство Митанни со столицей в Вашшугане.
Более осязаемым временем заселения Эдессы армянами можно считать I в. до н. э., когда город вошел в державу Тиграна II Великого. К этому времени Эдесса становится центром Осроэнского царства, которое вошло в состав возвысившейся во II веке до нашей эры Парфии. В Северной Месопотамии столкнулись интересы Парфии и Армении, также бывшей могущественным государством Передней Азии. Настолько могущественным, что потерпевший поражение от Рима правитель Карфагена Ганнибал нашел пристанище у армянского царя Арташеса I. После Арташеса в Армении царствовали один за другим два его сына - Артавазд и Тигран I, в правление которых начались ожесточенные войны с Парфией за преобладание в Передней Азии.
В одном из сражений парфяне взяли в заложники племянника Артавазда Тиграна, которого вскоре отпустили, получив в качестве выкупа обширную область на юго-востоке Армении. Выпущенный заложник вскоре стал царем Армении Тиграном II (95-55 гг. до н.э.). Тигран П превратил Армению в могущественную державу того времени. Некоторые страны присоединились к державе Тиграна добровольно. Так, в Сирии, как свидетельствует римский историк Юстин, "все сошлись на кандидатуре Тиграна. Будучи приглашенным занять престол Сирии, Тигран в течение 17 лет правил в полном спокойствии;
он не мешал другим войнами и никто его не тревожил, так что воевать не было необходимости"" (История армянского народа. Издательство ЕГУ, 1980, С. 43).
Область Осроэна вместе с Эдессой стала практически внутренней провинцией армянской державы. От Эдессы до новой столицы Тигранакерта теперь было значительно ближе, чем от последнего до Араратской долины, где остались все древние центры Армении. В годы царствования Тиграна Великого Эдесса из второстепенного города превратилась в крупнейший центр ремесла и торговли. Армянское население города значительно возросло.
На рубеже новой эры Эдесса становится полунезависимой провинцией Римской империи. Восстания против римского правления происходили неоднократно. Так, попытавшаяся в очередной раз добиться полной независимости Эдесса подверглась в 116 году нашей эры большим разрушениям со стороны войск римского императора Траяна. В 216 году император Каракалла окончательно ликвидировал полусамостоятельное существование Эдессы, свергнув последнего царя Осроэны Абгара IX. Особая жестокость в отношении Эдессы была обусловлена неприятием христианства римскими императорами того времени. Ведь при царях династии Абгаров христианство приобрело в Эдессе официальный статус. Первый Абгар принял христианство от апостола Фаддея. Послушаем, что об этом повествует "отец армянской истории" Мовсес Хоренаци (V в.): "Абгар, сын Аршама, - писал он, - именовался "аваг айр" из-за своей необычайной скромности и мудрости, а потом также из-за возраста. Греки и сирийцы, не умея правильно произнести это имя, наименовали его Абгарос. Во второй год его царствования вся Армянская страна полностью стала данницей римлян, ибо, как говорится в Евангелии от Луки, императором Августом был издан приказ совершить перепись по всей вселенной. Около этого времени родился наш Спаситель Иисус Христос, Сын Божий". Мовсес Хоренаци основателем Эдессы называет первого Абгара, "который строит город на том месте, где сторожевой полк армян в свое время охранял Евфрат от Кассия" (Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, 1990, С. 81-89).
Больной Абгар отправляет послание к Спасителю с предложением прибыть в Эдессу. В нем он писал: "Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих". На это приглашение Абгара по приказанию Спасителя апостол Фома написал ответ: "Блажен, кто верует в меня, не видевши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие - уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал - прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же вознесусь - пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал тебе и присным твоим". (Там же).
После вознесения Спасителя апостол Фаддей (по-армянски Тадевос) прибыл в Эдессу. "И уверовали все, и крестились сам Абгар и весь город". Хотя никого не принуждали к принятию веры, число уверовавших с каждым .днем умножалось". (Там же).
Апостол Фаддей крестит некоего мастера и, дав ему имя Аддэ, рукополагает духовным главой Эдессы. Сам же отправляется дальше, в Армению. Эдесса становится крупнейшим центром распространения христианства и просвещения. Выдающиеся историки того времени черпали сведения для своих трудов из всемирно известного архива Эдессы. Здесь переводились на армянский язык произведения выдающихся философов и теологов мира.
Много раз Эдесса становилась яблоком раздора между великими державами: Римом, Ираном, Византией. В 640 году город завоевали арабы, которые правили ею до 944 года, когда их вновь сменила Византия. Византийские императоры, среди которых было немало армянского происхождения, делают Эдессу центром административного округа. В начале XI века небо Эдессы покрылось черными тучами. К городу приблизился враг, жестокость которого мир ранее не испытывал. Армянский историк Матфей Эдесский (Маттеос Урхаеци) писал в своей книге "Хронография": "Когда армянское исчисление достигло 465 года (1016), проснулся страшный гнев божий и излился на весь христианский народ и на поклоняющихся святому Кресту, ибо пробудился губительный вишап (дракон - В. A) и своим смертоносным огнем поразил верующих во Христе. Это первый выход кровожадных зверей. В эти дни составлялась рать из племени неверных, которые зовутся турками, и они вступили в Армянскую страну... безжалостно перебили верующих во Христа!" (Цит. по кн. Юзбашян К. Н. Армянские государства в эпоху Багратидов и Византия. IX-XI вв. Москва, 1988, С. 218).
Не раз враг пытался овладеть Эдессой. Но город выстоял. В конце XI века, когда правителем Эдессы был армянский князь Торос Курапалат, начались крестовые походы европейских королей за освобождение христианских святынь. Один из отрядов крестоносцев, возглавляемый Балдуином Фландрским, был приглашен Торосом в Эдессу для совместной борьбы с турками. Но так как Балдуину был нужен не союз, а город, то вскоре Торос был убит. Воцарение в Эдессе Балдуина положило началу первому и самому крупному государству крестоносцев на Ближнем Востоке - графству Эдесскому. Впрочем, это не отразилось на жизни 47-тысячного армянского населения города. Богослужение в церквах велось на армянском и латинском. Сам Балдуин, как свидетельствовал 10 католикос Армении Варсег, очень быстро научился говорить по-армянски. (См. Смбат Спарапет. Летопись. Ереван, 1974).
В годы правления крестоносцев нападения турок не прекращались. В декабре 1144 г. войска сельджукского правителя Имад-ад-Дина Зенги после упорной осады покорили Эдессу и положили конец независимому графству. Французский поэт того времени писал:
Взята Эдесса силой зла,
И христиан кручина ест:
Все храмы сожжены дотла,
Замолкли хор и благовест.
(Жоффруа де Виллардуэн. Взятие Константинополя. Песни труворов. М., 1984, С. 203).
Разрушение города ордами Зенги получило отражение в поэме "Плач об Эдессе" армянского католикоса XII века Нерсеса Шнорали. Падение Эдессы рассматривается им как несчастье, равное потере средневековой столицы Армении Ани. Все попытки французского короля Людовика VII и германского короля Конрада Ш освободить Эдессу потерпели неудачу. Крестоносцы были разбиты сельджуками.
В 1391 году огромное войско эмира Лент Тимура до основания разрушило город. Население рассеялось по всему миру. Впоследствии Эдессой правили туркменские эмиры, персы, османские турки. Остается только удивляться жизнеспособности армян, которые восстанавливали город после очередного нашествия. К концу XIX в. армянское население, а его было тогда 35 тысяч, численно преобладало над турками, курдами, арабами и другими жителями. В октябре 1895 г. турецкие воинские части не смогли сломить самооборону армянской части города, продолжавшуюся около двух месяцев. И только обманным путем, разоружив население, интервенты уничтожили десять тысяч человек. В дни геноцида 1915 года армяне Эдессы стояли насмерть...
По преданию, сегодняшние едессийцы являются далекими потомками жителей Великой Эдессы. Но даже если это и не так, то почтим древнюю Эдессу, давшую имя Едессии северокавказской...
Волею судеб потомки современных едессийцев оказались в Восточном Закавказье, в левобережье Куры. Но и здесь они не получили мирную жизнь. В начале восемнадцатого века появилась надежда на избавление от рабства. Ее вдохнул каспийский поход Петра I (1722-1723). Однако уход русской армии из Закавказья сделал жизнь армянского населения еще более невыносимой. Вот что писали 28 октября 1725 года армянские крестьяне из Кабалы во главе со своими деревенскими старшинами-кевха в письме к Петру I (уже умершему):
"Население наших деревень насильно сделали турками, наши рукописи, книги и церкви сожгли, наших священников истребили. Многие люди были истреблены мечом из-за веры. Теперь днем являемся турками, а ночью становимся армянами, другого выхода не имеем. Наш выход - это ты сам, наша просьба заключается в следующем: ради Христа" отправь войска, освободи нас.., после чего мы все будем среди твоих войск.-". (Эзов Г. Л Сношения Петра Великого с армянским народом. Документы. СПб., 1898. С. 427-428). Ответ пришел только в конце века.
*) В этом очерке мы оставляем название, широко употребляемое в историографии
Исход в российские пределы
Р. Наатакян, В. Акопян
История армянского народа представляет собой бесконечную цепь трагических событий и остро драматических ситуаций. Немало городов и сел подвергли мечу и огню варвары-кочевники. Армяне большими группами покинули родину и расселились в других местах, в том числе и на левом берегу Куры. Но и здесь они не чувствовали себя в безопасности. Опустошительные набеги продолжались, и желание мирного и спокойного труда уводило армян все дальше от родины. Так, часть армян поселилась в селах Хачмас и Кирвар Мушкурской провинции. В конце XVIII века, после нашествия Ага-Моха-мед-хана в Закавказье, Персия укрепила свои позиции в этом крае. Такой исход событий противоречил интересам России, которая стала вести активную "восточную" политику. В 1796 году начался персидский поход русских войск под начальством генерал-поручика П. Зубова. В ходе боевых действий были взяты Дербент, Куба, Гандзак и другие населенные пункты. В этих событиях армяне приняли самое активное участие и своими действиями способствовали успеху русского оружия.
Однако после смерти Екатерины II Павел I изменил внешнюю политику России и вызвал русские войска из Закавказья. Хотя царское правительство, исходя из политических и экономических соображений и брало под защиту местных армян, но сложившееся их тяжелое положение после решения возвратить русские войска вынуждало покинуть родные края.
* * *
Население девяти армянских сел Мушкурской и Дербентской провинций (Хачмас, Гараджалу, Верхний и Малый Барахум, Килявар, Гарагутлу, Азатогла, Нугды и Мулахалил) ставило вопрос о переселении их в российские пределы. Уход русских войск, которым армянское население оказывало активную помощь, грозил их физическому существованию. Развернулась долгая переписка между армянским архиепи скопом Иосифом Аргутинским и русским командованием по вопросу о судьбе армян указанных провинций. В одном из своих писем И. В. Гудовичу, командующему на Кавказе, Иосиф Аргутинский 10 марта 1797 года писал:
"По прибытии в Дербент российского войска, в городе и лежащих при оном девяти селах и деревнях издавна обитающие армяне, образовавшись и лаская себя вечным благополучием пользоваться спокойствием под державою Российской Империи, во всех случаях, оказывая услуги, обнаружили свою преданное?;, и навлекли на себя злобу и подозрение всех начальников к вообще персиян. Ныне лишаясь надежды в удержании оных мест под благословленною державою его императорского величества и будучи угрожаемы от всех персиян, что де по выходе из Дербента российского войска, значащих начальников из армян предадут смерти, а прочих, принуждением лишат христианского закона, употреблят в рабство и в продажу иноверцам, яко пленников. Означенные все оные несчастные армяне, состоящие близ пяти сот семей, до четырех тысяч обоего пола христианских душ, с нарочно присланным поверенным прислали ко мне на имя его императорского величества прошение, в коем со слезами просят о избавлении оных от ига персидского и предстоящей всем гибели, дабы высочайше повелено было начальникам российского войска, собрав всех оных несчастных, под прикрытием отправить в благополучную РОССИЙСКУЮ империю".
(Армяно-русские отношения в XVIII веке. 1760-1800 гг. Сборник документов. Том IV, Ереван, 1990, С. 448).
Там же Аргутинский отмечал, что армяне "на перевоз свой не требуют из казны никакой суммы денег или издержек, только для тягостей их движимого имущества дать им из казны три или четыре транспортных судна". (Там же).
Наконец, 1 мая 1797 года последовал Указ Павла I И. В. Гудовичу о разрешении дербентским армянам переселиться в Россию. "Внимая прошению армян, - говорилось в Указе, - в Дербенте и других окрестных местах находящихся, препоручаем вашему старанию и добрым распоряжениям, чтобы те, которые при настоящем выходе войск наших из тамошняго края пожелают переселиться в Астрахань или Кизляр, могли безопасно таковое переселение произвести в действо и по прибытии их избрать род жизни, им свойственный, получая земли для них потребныя" (Там же, С. 449).
На северной Куре
В. Суменко
Едессия имеет свою необычную предысторию, корни ее уходят в глубокую старину. Трудно приоткрыть завесу над тайной языка, географии - все изначальное теперь уже под пластами времени. Горькая судьба наших земляков-армян связана, в основном, с религиозными притязаниями фанатиков-мусульман.
Начало села Едессия положила жалованная грамота императора Павла I от 28 октября 1799 года, которую будущие едессийцы встретили, по всей видимости, в районе реки Кумы (где был построен город Святой Крест) и в районе бывшего Кизлярского округа.
В преамбуле ее записано: "Снисходя на просьбы, от армян дербентских и маскурских нам представленныя и всех, под державою покровительства нашего во Всероссийской империи обитающих армянских обществ, со времен их поселения отличавшихся отменным трудолюбием, тщательным домостроительством, благонравием и примерным своим поведением; и потому, желая новыми доводами нашего к ним внимания, утвердить сии на прочном основании, всемилостивейше благоволили мы сею императорскую нашею жалованною грамотою, по различию нужд их, и каковыми они наравне с нашими верноподданными от нас и предков наших издревле наслаждаются, но и для возбуждения в них вящей ревности к трудолюбию и продолжению начатых ими полезных заведений, и для внушения охоты к подражанию и в прочих иностранных поселенцах, даровать сим армянским обществам разныя выгоды и преимущества, благо их устроящие".
("Армяно-русские отношения в XVIII веке. Сборник документов. Том IV. Ереван, 1990, С. 518).
В грамоте восемь пунктов. Население наделялось землей, по 30 десятин на каждого, разрешалась свободная торговля, строительство фабрик, строительство церквей, монастырей, отправление религиозных обрядов и т. д.
Итак, по прошествии пяти лет появления на свет укаванной грамоты на территории теперешней Едессии появились первые поселения. Сначала это были Азмань и Манучаров. Вскоре переселенцам приглянулось место на высоком левом берегу Куры, известное по тем временам как Касаева Яма. Это было лесное урочище, принадлежавшее семейству отставного майора Ростованова. Заручившись царской грамотой, разумеется, не без выгоды, последний уступил эту часть надела. Село так и стало называться - Касаева Яма. Впрочем, в обзоре Ставропольской губернии за 1819 год село именуется Дербентской слободой, очевидно, потому, что многие переселенцы были выходцами из Дербента и окрестных сел.
Свое настоящее имя село смогло получить только в середине ХГХ века. Местные жители неоднократно добивались переименования поселения. Они выбрали название - Едессия. И только после создания армянского суда и хозяйственного правления через Моздокский казачий отдел в адрес высочайших учреждений 8 декабря 1850 года поступила просьба поверенного от армян села Касаева Яма Асатура Кулюбекова о переименовании села. В прошении говорилось: "Высочайшей грамоте, дарованной в 1849 году нашему обществу иметь и управлять своим судом, ныне, в ознаменование этого счастливого для нас преобразования, общество желает селение Касаева Яма назвать местечком Эдессия - в память древнего столичного города Эдессы, где царствовал некогда мудрый армянский царь Авгарь".
Правление гражданской части Ставропольской губернии приняло ходатайство поверенного общества к рассмотрению, и 31 января 1852 года губернская газета "Ведомости" сообщила о факте переименования села Касаева Яма в Едессию.
Были и другие проблемы. В их числе - земельная. Волокита с выделением земли, разные тяжбы с местными .властями и поступавшие в связи с этим жалобы едессийцев не раз вынуждали царское правительство вставать на их защиту. В фондах Северо-Осетинского государственного архива находится Указ Его Императорского Величества за № 425 от 15 марта 1850 года. В нем говорится: "Высочайше повелеваю: армянскому суду Касаева Яма Кизлярского уезда Ставропольской губернии оказать следующие облегчения: 1. Все податные и рекрутские недоимки с них сложить и впредь не взыскивать. 2. С армян, кои поселились до воспоследования грамоты 1799 года, вместо теперешней подушной подати взыскивать в течение 20 лет ту подворную подать в казну, которую платят армяне городов Карасу-Базара, Старого Крыма, Кизляра, Святого Креста и Нахичевана на основании мнения Государственного Совета от 25 ноября 1840 года, высочайшего Указа от 2 сентября 1846 года и высочайшего повеления последовавшего 14 июля 1849 года. 3. Дозволить армянам села Касаева Яма составить из себя особое общество и иметь свой особый суд".
Особенно важным для едессийцев был последний пункт. Они считали, что лучше всего их имущественные интересы защитит свой армянский суд. 17 декабря 1850 года Пятигорское земельное правление во исполнение Указа направило в селение исправника, который должен был объявить состав армянского суда и привести избранных лиц к присяге*).
На церемонию присяги членов армянского суда были приглашены все знатные едессийцы и духовенство. После благочестивой литургии все приглашенные собрались в отведенном для суда доме. Здесь привели к присяге членов суда и назначили секретаря. Церемонию возглавил священник из станицы Курской. А на следующий день, 18 декабря 1850 года доверенные села Вартан Хачатуров, Оган Миранов, Торос Артемов, Апет Мкртычев, Степан Муратханов, Артем Асланов - всего 60 человек - подписали соглашение о строгом соблюдении положения об армянском суде и уплате всех податных сборов.
Армянский суд имел специальные книги-регистры: настольный, докладной для засвидетельствования контрактов и для засвидетельствования векселей.
В одном документе Терского областного правления от 7 июля 1871 года генерал-адъютант Михаил Тариелович Лорис-Меликов**) при своем обозрении области обратил внимание на то, что в Едессии действует особый армянский суд и просит Ставропольское губернское правление дать разъяснение, как до этого управлялось село. Вскоре последовал запрос начальнику Георгиевского окружного правления полковнику Полякову. Последний пояснил, что едессийское хозяйственное управление состоит из 5 человек: судьи (он же старшина и председатель армянского суда), двух заместителей (члены суда), секретаря, писаря. Важно отметить, что первые трое никакого содержания от казны не имели, секретарь получал от общества 200 руб., писарь - 100 руб. в год.
В указанное время произошло административное переподчинение Едессии. В исходящем документе Главного управления наместника Кавказского от 14 марта 1871 года за № 2168, направленном начальнику Терской области, говорится: "Управляющий делами Кавказского комитета при отношении от 14 февраля за № 157 препроводил к Великому Князю наместнику Кавказскому: а) список с высочайшего повеления, состоявшегося 9 февраля (1871 года) об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения о присоединении к Терской области местечка Едессии с двумя хуторами: Канавою и Ростовановскою и б) список созданных городских полицейских управ в Моздоке и Кизляре".
Следствием этого стала резолюция Ставропольского губернского правления о согласии присоединить Едессию с отмеченными хуторами к Терской области. Документ датирован 7 апреля 1871 года. С этого времени село вошло в административное подчинение Терской области.
Едессийцы тяжким бременем ощутили на своих плечах медоточивые заверения императора Павла I. Через пятьдесят лет правительство забыло о дарованных армянам льготах, хотя в царской грамоте стояла многозначительная приписка: "Отныне и навсегда". В архивах встречаются документы, в которых жители жалуются о невыполнении местными властями пожалованных свобод. Так, например, в обращении учителя села И. О. Антонова к наместнику Кавказа графу Воронцову содержится просьба снизить подати и повинности, оградив жителей от набегов горцев, упразднить рекрутскую повинность.
Еще раньше, в октябре 1878 года, прекратил свое существование общественный армянский суд. По ходатайству начальника Терской области перед Кавказским наместником суд был упразднен и заменен хозяйственным правлением. Кстати, первый годовой бюджет правления измерялся 500 рублями. На жалование выделялось 300, на наем квартир - 145 и канцелярские расходы - 55 рублей.
Перед первой мировой войной Едессия представляла собой следующую картину. В селении имелось 715 дворов с населением 4146 душ (мужчин - 2024, женщин - 2121). Земельный надел составлял 14970 десятин, в том числе 113 десятин леса. Сельскими делами ведало хозяйственное правление. Основным духовным и культурным центром Едессии являлась церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), построенная в 1830 году. При ней имелось армянское приходское училище. Торговлю вели 5 мануфактур, 14 бакалейных, казенная и частная винные лавки и две пивные. Имелись три мукомольные мельницы, столовая, склад земледельческих машин. Оживленно работало кредитное товарищество.
Село Едессия примечательно богатой историей и традициями народа. Уже одно это впечатляет и вызывает интерес: какую силу духа надо иметь, чтобы в условиях жесткой ассимиляции сохранить веру! Это заставляет меня с большим уважением относиться к народу-страдальцу и народу-творцу, каким я знаю много лет армян села Едессия. Быть может, не все бесспорно в моих очерках. Воссоздавая историю Едессии, я опирался преимущественно на документы главным образом из фондов Северо-Осетинского государственного архива.
*) Речь идет о восстановлении деятельности армянского суда. Последний был упразднен во всех армянских колониях в 1840 году. И только протест жителей Святого Креста и других армянских сел (в т. ч. и Едессии), вынудил правительство в 1849 году восстановить армянские суды в Святом Кресте и Едессии (См. Ж. Ананян, В. Хачатурян. Армянские общины России. Ереван, 1993; С. 55)
**) Известный государственный деятель России, министр внутренних дел, граф, герой русско-турецких войн генерал Лорис-Меликов с 1863 года получил назначение на внов учрежденную должность Начальника Терской области. На этом посту он пробыл около десяти лет (Ред.).
Церковь и приходская школа
Р. Наатакян
ЦЕРКОВЬ. Купольная церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) с колокольней была построена в Едессии в 1830 году. Интересна история ее перестройки. Сложенная из сырцового кирпича, она всегда мокла от дождя и создавала опасность разрушения. Требовалась серьезная реконструкция здания. Для того, чтобы сделать ее прочной и более крепкой, жители решили перестроить ее камнем. Руководил работой приглашенный архитектор Воскресенский (Центральный государственный исторический архив Армении. Ф. 56, Oп. I, Д. 509, Л. 3-4).
В начале XX века было решено построить новую церковь. С этой просьбой жители и обратились 4 июля 1908 года к Эчмиадзинскому Синоду. Постройку здания из обожженного кирпича поручили архитектору Авшаряну. Но строительство. и отделка внутренних частей откладывались по причине нехватки денежных средств. Организованные жителями сборы пожертвований спасли положение. Собранные 30 тысяч рублей помогли впоследствии завершить начатое. Ставропольский губернский начальник в 19И году утвердил план и смету постройки церкви. А 27-го мая 1911 года наместник на Кавказе дал согласие на ее сооружение (Там же). Для успешного осуществления работ выбирались попечители, бухгалтер и кассир. В 1914 году церковь, наконец, была построена.
ШКОЛА. В течение нескольких лет едессийцев занимал вопрос открытия национальной школы. Дело в том, что местные армяне были отрезаны от родной среды и не могли писать и читать по-армянски. Единственным выходом было национальное воспитание детей.
… 10 января 1865 года в Едессии открывается одноклассная мужская церковно-приходская школа ТТам же. Оп. 10, Д. 914, Л. 100). Она расположилась в притворе церкви и содержалась за счет церкви, средств от продажи книг и денежных пожертвований жителей. В 1886 году учителем школы был священник Карапет Власян, внесший весомый вклад в дело просвещения жителей села. В школе преподавали закон божий, армянский и русский языки, арифметику, чистописание и пение.
В 1884 году едессийцам удалось построить специальное здание для школы. Общее количество учеников в 1891-1892 гг. достигло 83. Вместе учились сын священника, дети купцов и земледельцев (Там же. Оп. 3, Д 254, Л. 5). Однако и эта школа не в состоянии была охватить всех желающих учиться. Да и девочки, чье национальное воспитание также было немаловажным, не принимали участия в учебном процессе. В силу этих обстоятельств в 1907 году было построено здание церковно-приходской школы из 2-х комнат, которая, в свою очередь, послужила для открытия 10 сентября 1908 года женской школы. Правда, она смогла принять только 36 девочек из 200. В мужской и женской школах преподавали 4 учителя и 1 учительница. (Там же. Ф. 52, On. 2, Д. 812, Л. 9).
"hИШАТАК АРДАРОЦ ОРhНУТЕАМБ ЕХИЦИ!"
"(Память праведников да будет благословенна!)"
Н. Амирян
Для того, чтобы выжить, одни выбирали смерть, а другие вынуждены были отступиться от своей веры или поменять язык. Подобная судьба постигла и жителей армянского селения Едессия, которые выжили и сохранили веру ценой потери родного языка.
До сегодняшнего дня достаточно полных и достоверных данных о всем историческом пути едесеийцев, к сожалению, нет. Едессийцы относят себя к потомкам древней Эдессы (Урфы), хотя известный ереванский лингвист Павел Шараб-ханян рассказывал мне, что, согласно источникам, сельчане во главе со священником написали письмо в Святой Эчмиадзин католикосу Матеосу I Константинопольскому (1858-1865), в котором просили его дать имя своему селу. Католикос остановил свой выбор на Едессии, вошедшей в историю как важнейший центр распространения христианства.
Меня особо интересовал вопрос о языке. Ведь несколько необычно для армян говорить по-тюркски как на основном языке. Хотя я знаю, в Джавахке также имеется армянское село, где население говорит по-турецки (как и десятки тысяч греков-цалкинцев). По свидетельству историка Эзова, едессий-цы стали использовать тюркский еще в первой четверти XVIII века. Это произошло вследствие строжайшего запрета турками армянскому населению говорить на родном языке. Многие армяне тогда лишились жизни, отвергая эти посягательства на родной язык. Однако силы в то время были неравны, поэтому борьба за сохранение родного языка не увенчалась успехом. Таким образом, родной язык стал постепенно забываться. Редкие семьи смогли сохранить свой язык. Правда, что касается отдельных слов, то они нередко встречаются в разговорной речи, особенно старшего поколения. За время своего общения с сельчанами мне удалось записать несколько десятков таких слов.
Увы, в последнее время даже эти слова забываются и заменяются русскими словами. Сохранившиеся традиции, быт и указанные "островки" армянского языка сыграли немалую роль в выживании нации. Однако без веры и церкви этот маленький армянский уголок давно был бы потерян для нашего народа. Вся душа армян, которая обычно воплощена в языке и вере, у едессийцев воплотилась в вере вдвойне.
Церковь Сурб Аствацацин находится в центре села, в квартале Кирвали. Несколько севернее от ныне возвышающейся церкви раньше находилась деревянная церковь. А самая первая церковь Едессии находилась в западной части селения, в районе старого кладбища.
История армянской церкви в Едессии неотделима от ее духовных пастырей. Они, преодолевая неисчислимые трудности, несли Свет Веры и Надежды в народ, обретший пристанище на берегу северной Куры. Время сохранило мало сведений обо всех священниках. В народной памяти сохранились воспоминания лишь о последних из них.
В нашем распоряжении имеется надпись на надгробном камне, которая передает скупую информацию об отце Георгии извода Арутюнянов. На западной стороне камня начертано:
"АЙС МАРМИН hАНГЧИ ТЕР-ГЕВОРГ hАРУТЮНЯНИ. ЦНЕАЛ 1836 ТВИ 10 МАРТИ. 0В ЭНТЕРЦОХК ТУК BOhOPMH" ("Здесь покоится тело Тер-Георга Арутюняна. Прочитавшие сие, помяните"). На восточной стороне мы читаем: "ВАХЧАНЕЦАВ И 17 hОКТЕМБЕРИ 1900 ТВИ ПЕТ 33 АМЕА КАХАНАЮТЯН" ("Скончался 17 октября после 33 лет священства").
Материалы о священниках рода Власянов мы получили от сына последнего при советской власти священника Хачика Власяна - Аршавира, который передал нам фотографии отца и деда - Тер-Карапета. О священнике Карапете Власяне информация очень скупая. Известно, что его отец был учителем. За заслуги в деле образования в семидесятых годах минувшего девятнадцатого века Св. Эчмиадзин наградил его почетной грамотой. Его жизнь закончилась в середине двадцатых годов нынешнего века. К сожалению, точные данные о его кончине и месте погребения нам неизвестны.
Священник Хачик Власян родился в 1877 году. Начальное образование получил в Едессии. Дальнейшую учебу продолжал, по всей видимости, в Нор-Нахичеване. В родном селе в течение 27 лет (до 1928 года) работал учителем. После кончины своего отца Тер-Карапета он посвятил свою жизнь служению Богу. По просьбе односельчан в конце двадцатых отправляется в Св. Эчмиадзин, где поступает на двухгодичные курсы священников. По их окончании был рукоположен священником. Его деятельность продолжилась в церкви Сурб Аствацацин Едессии.
Но разве мог жесточайший режим позволить себе какую* либо альтернативу? Разве мог простить режим, когда люди в воскресный день отправлялись в Храм Божий, а не в клуб на агитационно-пропагандистское мероприятие? Святой Отец, не проработав и нескольких месяцев, был обвинен в антикоммунистической пропаганде и в начале тридцатых годов осужден к семи годам заключения. Но вскоре его оправдали. Тер-Хачик не изменяет своему предназначению. Несмотря на постоянные обвинения и преследования, священник вплоть до 1937 года продолжает служить в церкви. В 1937 году он повторно обвиняется в антигосударственной пропаганде и высылается в Сибирь. Вместе с ним уезжает и его жена.
В 1971 году его сын Аршавир, пытаясь узнать дальнейшую судьбу отца, написал запрос в Москву. В ответном письме сообщалось, что Тер-Хачик был осужден на десять лет. На восьмой год заключения, 23 декабря 1945 года его жизнь прекратилась. Позже Святой Отец был оправдан.
"hИШАТАК АРДАРОЦ ОРhНУТЕАМВ ЕХИЦИ!" ("Память праведников да будет благословенна!").
После осуждения Тер-Хачика имущество церкви было конфисковано, а здание превращено в зернохранилище. Церковные книги и иконы сожгли. Старики показали мне то печальное место, где они были уничтожены. Но кое-что из церковного имущества прихожанам удалось спасти. Так, например, недавно в церковь вернули небольшой деревянный крест, колокол и икону. Всего в церкви насчитывалось семь колоколов.
Конечно, то, что поведал я, составляет лишь небольшую крупицу богатейшей истории армянского поселения с прекрасным названием. Едессийцы составляют ту частицу армянской диаспоры, которая нуждается в тщательном и серьезном исследовании. Пусть начинание этого издания станет основой в систематизации и углублении наших знаний об Едессии и ее жителях. Поэтому приглашаю всех историков, занимающихся историей армянской диаспоры в России, расширить наши знания об Едессии.
Будем постоянно молиться за едессийцев, за всех наших соотечественников, за всех тех, кто стремится приумножить наши знания о богатой истории и культуре нашего народа.