ЭДИССИЯ

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 16.04.2024, 15:49
Приветствую тебя Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Форма входа
Едессия в 20-х годах

В. Акопян

После 1917 года положение едессийцев не только не улучшилось, как обещали большевики, а значительно ухудшилось. В результате гражданской войны, которая вонзила свой обоюдоострый клинок и в Едессию, хозяйство крупного армянского селения было окончательно подорвано и разорено.

Окончание войны, казалось бы, создало предпосылки для восстановления хозяйства. Однако новая власть не спешила показать населению свое гуманное лицо. На место старых царских бюрократов пришли новые, советские. В одном из документов оргколлегии Терского окружкома ВКП(б) за 1926 г. говорилось: "С 1920 г. в селе существовала коммунистическая ячейка из 60 - 70 человек, которая занималась исключительно выкачиванием продразверстки. Была организована общественная столовая для коммунистов и служащих, ставшая предметом всяческих слухов и разговоров". Население было терроризировано действиями бывшего предсельсовета Казарова, наводившего наган на "непослушных" граждан и на "контрреволюцию". (HACK. Ф. 5938, On. I, 3, 5, л. 105).

Новая экономическая политика вселила в едессийцев надежду. Крестьянам было сделано несколько экономических уступок: снижен государственный налог, увеличен период сдачи земли в аренду, сняты различные административные помехи для свободной торговли и др. В 1924 г. в Едессии "убрали" старых руководителей и заменили новыми, которые могли бы. в более полной мере отразить новую, более человечную, политику.

Эти меры не могли не порадовать хлебороба-едессийца, истосковавшегося по мирному и спокойному труду, хозяйство которого находилось в плачевном состоянии. А что оно из себя представляло в Едессии, говорят официальные данные: "Огромное большинство населения (более 3,5 тыс. - В. А.) состоит из бедняков и батраков. Количество не имеющих рабочего скота хозяйств составляет 51% (400 хозяйс1в), а имеющих одну голову скота - 23% (181 хозяйство), беспосевные хозяйства составляют 19% (152 хозяйства), имеющих до двух десятин посева насчитывается 34% (263 хозяйства)" (Там же, л. 104).

Шаг за шагом восстанавливалось хозяйство армян. Получило развитие огородничество. Причем едессийский чеснок, как и в прежние времена, славился по всему Югу России - до Астрахани и Царицина. Вновь заколосилась степная нива...
Особое воодушевление у едессийцев вызвало предоставление их сельскому Совету статуса национального (автономного) сельсовета. В отличие от обычного, в национальном сельсовете использовался в качестве официального родной язык, обеспечивалось национальное представительство в органах власти. Создавались благоприятные условия для развития национальной культуры. Интересно отметить, что, помимо армянского, в Степновском районе (в то время Едессия входила в этот район) были образованы и другие национальные сельсоветы: четыре немецких (Ольгинский, Энгенгейский, Надежденский, Эбен-тальский) и один украинский (Андреевский).

Конечно же, сразу возникла проблема, на каком языке осуществлять делопроизводство в органах власти сельсовета, вести обучение в школе, где обучалось тогда около 200 мальчиков и девочек. И действительно, положение было не из легких. Наблюдалась большая тяга к армянскому языку, на котором говорили предки. Но им в достаточной степени (как свидетельствуют данные того времени) владело около трети мужчин. Еще хуже едессийцы говорили по-русски.

Такая проблема была не только в Едессии. Горячие дискуссии по языку делопроизводства и обучения велись в то время в двух армянских национальных районах (Мясниковском на Дону и Армянском на Кубани) и десятках национальных сельсоветах Северного Кавказа, где в 20-х годах проживало 200 тысяч армян. Во всех этих национальных районах и сельсоветах население говорило на различных диалектах армянского языка. Но в Едессии положение было особое. Горькая судьба потомков древней Эдессы вынудила говорить "на смешанном и искаженном тюркском языке".

Но так же как и в других местах, едессийцы свой выбор остановили на литературном восточноармянском языке. И вновь зазвучали в школе звуки армянских букв. Вместе с детьми в школу потянулись их родители. Об этом рассказывал председатель Национального отдела Терского окрисполкома Серебрякян в своем докладе об обследовании Едессии: "Особенный интерес, - отмечал он, - проявляет население к жизни школы, к занятиям в ней. Некоторые родители учеников приходят в школу и просиживают на уроках, чтобы узнать чему учат их детей" (Там же).

Конечно, далеко не все было благополучно в двадцатые. Не все едессийцы допускались к выборам в сельсовет, безудержной критике и даже преследованиям подвергались те, кто осмеливался зайти в церковь... И все же эти годы ни в какое сравнение не идут с тем временем, которое пришло им на смену. "Великий перелом" 30-х и последующих лет на долгие годы лишил надежды на светлое будущее. Остается удивляться, как в страшной мясорубке предшествующих десятилетий сохранилась церковь в Едессии? Церковь, которая сегодня, как и прежде, становится очагом возрождения.



Оставшиеся десятилетия

В. Габриелян, В. Заргарова

Коллективизация явилась для жителей Едессии новым испытанием. В ходе нее было организовано три колхоза. Последние принесли в деревню не только жестокие традиции "военного коммунизма", но и новые тракторы. Колхозы должны были дать производительность труда гораздо выше, чем в хозяйствах репрессированных "кулаков". Однако охвативший в 1933 году страшный голод унес из жизни немало едессийцев. Голодное колхозники должны были тем не менее поставить государству установленную продукцию. Это еще больше усугубило положение людей.

В 1937 г. закрыли церковь, а священника выслали. Ценный архив церкви был уничтожен, а имущество безвозвратно растащено, в храме устроили склады "Заготзерна" и едессийского сельпо.

Грянула Великая Отечественная война. 349 едессийцев не вернулись с фронта. И это только в одном селении! А муки оккупации?"

Закончилась война. Но лучшие времена не наступили. После войны администрация района решила закрыть армянскую школу. Тех же, кто пытался воспрепятствовать этому, подвергли репрессиям. Казалось бы, совсем немного оставалось до того времени, когда Едессия окончательно избавится от тюркского "языкового ярма" и полностью перейдет к армянскому. В настоящее время мы опять далеки от родного языка.

В середине 50-х годов появилась надежда, связанная с критикой репрессий. Но, видно, судьба стремилась постоянно испытывать потомков древней Эдессы на прочность. Страна строила коммунизм. Срочно необходимо было смешать все нации в одну советскую. Что можно лучше придумать для решения этой цели на районном уровне, как не объединить в 1957 г. едессийский колхоз им. Микояна с колхозом им. Сталина станицы Курской. Новая жизнь стремительно ломала "старый уклад", а вместе с ним и оставшиеся воспоминания о своих истоках. Именно в это время прекратили свое существование два соседних селения, населенных армянами: Арарат и Мак-симовка Степновского района.

Десятки и сотни едессийцев стали покидать свой очаг для того, чтобы возводить стройки коммунизма на необъятных просторах страны. И как ни пытались местные газеты писать о Едессии в велеречивом тоне, ее внешний облик далеко не напоминал традиции армянского градостроительства. Административно-командной системе мешала церковь, которая не пострадала во время войны. Немцы в ней устроили госпиталь. Затем церковь переделали в клуб. Но в 1962 г. ее решили снести. Из районного центра прислали два трактора С-100 с длинными канатами, чтобы снять с храма купол. Но не у всех суровое время зачеркнуло память и достоинство. У церкви собрался народ: верующие и те, для кого была просто дорога память. Хорошо помнятся фамилии Вартанян, Клинчанян, Габриелян.., которые стояли впереди, своей грудью преградив дорогу трактористам: "Не позволим снять купол! Проехать к церкви сможете только через наши трупы!". Тракторы отступили.

1965 год принес двоякую новость. С одной стороны, жители Едессии опять становились "самостоятельными", отделившись от Курской, но в то же время они приобрели статус работников совхоза. Теперь едессийцы не только фактически, но и юридически становились пролетариями.

Мы говорим, что крестьянская психология очень стойка. Ее довольно трудно изменить. Надо, чтобы едессиец вновь почувствовал вкус своего труда. Приобрести его может только Хозяин. Только Хозяин способен построить добротный дом, благоустроить улицы и построить Храм Божий.

И вот теперь Сурб Аствацацин восстановлен. ЗНАЧИТ, ПРОСЫПАЕТСЯ ДУША КРЕСТЬЯНИНА-АРМЯНИНА!



Нашим Арцахом является возрожденный Сурб Аствацацин

А. Шарабханян

Вопрос о возрождении языка, национальной культуры и церкви жителями села Едессия поднимался за последний период много раз. И конечно, побудительным мотивом к началу нового этапа в движении за возрождение, стало арцахское движение, всколыхнувшее весь наш народ

У едессийцев это движение за возрождение воплотилось в стремлении восстановить Сурб Аствацацин - выдающийся памятник архитектуры, который воплощает в себе очаг нашего национального самосознания. В "травмированном" Храме Божьем едессийцы увидели себя как в зеркале. И они решили вылечить его, чтобы самим излечиться от беспамятства, насаждавшегося десятилетиями.

На сходе граждан села в ноябре 1988 года был избран совет уполномоченных по реставрации церкви. Опорой совету стал председатель исполкома сельсовета (как тогда назывался исполнительный орган власти) С. Егиазаров. Но прежде всего следовало поднять вопрос о признании нашей общины и нашего права на восстановление церкви. Наши помыслы были выражены в обращениях, письмах, направленных в адрес уполномоченным по делам религии бывшего Союза, республики, края, а также Католикосу Вазгену Первому.

Принципиальное решение вопроса о восстановлении церкви потребовало реорганизовать совет уполномоченных. 18 мая 1990 года на сходе граждан села был избран совет религиозного общества (в настоящее время приходской совет). С первых же дней своего существования совет заработал полнокровной жизнью. Члены совета совершили обход 650 дворов едессийцев, предлагая внести свою лепту в дело возрождения очага нашего национального самосознания и духовности. Главным спонсором общего дела стало хозяйство "Эдиссийское" (директор Р. И. Саркисов).

Делая первые шаги в нашем движении, не ожидали, что оно так разрастется. Люди, кто с верой в Бога, кто с надеждой на лучшую жизнь, принялись за возрождение церкви. Теперь уже ничто не остановит это движение, и церковь Сурб Аствацацин еще долго будет служить людям.

Одно дело реставрировать церковь, другое дело - души людей. Учась на ходу, преобразовываясь в движение, отмечая религиозные праздники без священника, - таким образом мы вошли в лоно Церкви, в лоно наших истоков. "Реставрация душ" - это долгий, тернистый, мучительный путь, рассчитанный на долгие годы.
Besucherzahler russian girls
счетчик посещений

Разработчик сайта Гаврилов Н А 2024 г. |
|